Semper Fidelis
"— Раньше все было понятно: сделал уроки — молодец, перевел бабушку через дорогу — умница, мячиком разбил стекло — плохой."(С)
Мне иногда становится любопытно, как современная психология решает всемирную проблему, что сначала у детей фактически воспитывают "веру в справедливый мир", а потом они сталкиваются с миром реальным. В результате ПТСР, виктимблэйминг и все такое прочее. Ладно, допустим, я для себя это как-то могу рационализировать, но пока не очень понимаю, как достичь баланса в голове подрастающего поколения, у которого не за горами переходный возраст.
Мне иногда становится любопытно, как современная психология решает всемирную проблему, что сначала у детей фактически воспитывают "веру в справедливый мир", а потом они сталкиваются с миром реальным. В результате ПТСР, виктимблэйминг и все такое прочее. Ладно, допустим, я для себя это как-то могу рационализировать, но пока не очень понимаю, как достичь баланса в голове подрастающего поколения, у которого не за горами переходный возраст.
но общие оценочные ориентиры аля "— Раньше все было понятно: сделал уроки — молодец, перевел бабушку через дорогу — умница, мячиком разбил стекло — плохой." давать надо. это формирует оценочную базу плохой-хороший, полезная фигня в социуме)
сначала у детей фактически воспитывают "веру в справедливый мир",
Э... это как бы давно начали вообще-то : ) Сильно давно : ) Так что тут современная психология уже борется с многовековым промывание мозгов, собственно.
"Бог наказал" и все такое... Нет?
Это еще частично о том, что как бы так понять, что из сказанного ребенку западет в голову в качестве основ оценки. Я просто из своего опыта знаю, что некоторые вещи, сказанные родителями как-то так закрепились, что с ними крайне трудно бороться даже если ты осознаешь их нерелевантность.
Очень интересно, что я вот сегодня сидел на семинаре в школе, трепались как раз про моделирование в школе ситуаций, приближенных к реальному миру, воспитании детей в этих ситуациях и все такое прочее. (Я сейчас работаю в частной школе, где всем этим весельем реально занимаются и вообще довольно сильно заинтересованы в развитии / воспитании детей и хоть в какой-нибудь подготовке их к реальному миру).
Вышел оттуда, посмотрел по сторонам и подумал, что все то, о чем мы говорим, - это вот вообще не реальный мир, а так, версия улучшенная и сильно смягченная. Поэтому пост оказался очень созвучен.
А по сути - для меня, наверное, оптимальной выглядит следующая позиция: справедливость - это хорошо, стремиться к справедливости, особенно к справедливости доброй - хорошо, идеальный мир добр и справедлив, но реальный мир странен и не всегда логичен, потому что человек (ты сам или сосед) может ошибаться (все хором могут ошибаться в том числе), и это нужно научиться замечать, понимать и прощать, при этом в меру своих сил стремясь исправить там, где это зависит от тебя.
В меня при этом скорее закладывали веру в справедливый мир в ее позитивной части (поступай хорошо - и все будет хорошо), без "если произошло что-то плохое - сам дурак".
Aen-Seidhe, я тоже немножко боюсь) Но приходится думать )
и особенно енот, ну как-то так, да. Меня еще волнуют варианты, когда "ты все сделал правильно и все равно проиграл"